Крах капитализма неизбеженЕще лет 30 назад была такая наука – Научный коммунизм. Она неопровержимо, вроде бы, доказывала, что крах капитализма неизбежен. А крах капитализма все не наступал и не наступал. На смену капитализму неминуемо должен был прийти социализм, а за ним и коммунизм – полное удовлетворение потребностей любого человека, отмена денег, в общем, рай на Земле. И все это доказывалось так логически безупречно, так все солидно, защищались диссертации, печатались научные журналы, Научный коммунизм изучали во всех ВУЗах.
А крах капитализма все не наступал и не наступал. А потом, совсем наоборот, крах наступил у Научного коммунизма, а не у капитализма. Почему это так произошло? Неужели невозможен рай на Земле? Неужели Маркс и Ленин ошиблись где-то в своих рассуждениях?
Капитализму в очередной раз удалось отсрочить свой пресловутый «крах». Как же ему это удалось? Удалось это сделать одному человеку. Его имя Джон Мейнард Кейнс.
Логика у марксистов была безупречна. Капитализм неизбежно порождал так называемые «кризисы». Дело в том, что стремясь получить как можно больше прибыли, капиталистам приходилось производить как можно больше товара. Открывали новые предприятия, повышали производительность труда, и вот наступал такой момент, когда товара было произведено столько, что уже некому было его покупать. На складах скапливались огромные товарные запасы – а покупать его было некому. А поскольку товар не покупали – прибыль-то ведь образуется в момент продажи – производители-капиталисты разорялись. Ну, в самом деле, на производство затрачены деньги, труд, природные ресурсы – а оказалось, что покупателей на этот товар нет. Раз покупателей нет, предприятия переставали его производить, фабрики и заводы закрывались. Это назывался «кризис». Он так и назывался – «кризис перепроизводства».
Ну, власть имущим капиталистам, вроде бы, наплевать на нужды рабочих, но, с другой стороны, когда много безработных – людей, которым нечем себя занять, которым нечем кормить семьи – получался социальный взрыв. Беспорядки, демонстрации, вооруженные столкновения. Потом, мало-помалу, жизнь налаживалась, излишне произведенные товары постепенно раскупались, часть просто уничтожались, постепенно возникали новые потребности в товарах, капиталисты создавали новые производства, и так кризис постепенно проходил. До следующего кризиса.
И такие кризисы происходили все чаще, а последствия этих кризисов были все разрушительнее. Вот научные коммунизмы и сделали такой вывод – что постепенно капитализм погубит сам себя. Самый сильный и самый последний кризис назывался «Великая депрессия».
И тут появился этот самый Джон Кейнс, который придумал, как избежать этих кризисов. Идея была несколько гениальной, настолько же и элементарной. Поскольку у людей нет денег, чтобы покупать товары – надо им эти деньги просто раздать. Ну, просто, бесплатно. Ну, не совсем бесплатно, можно заставить людей делать какую-нибудь ненужную работу, и платить за нее деньги На эти деньги рабочие купят товары – можно будет снова фабрики открывать, начинать производство. А фабрику откроем – рабочих наймем, выплатим зарплату – уже заработанную – люди опять пойдут в магазин, опять товары купят, опять придется их производить, новых рабочих наймем, те, в свою очередь получат зарплату и отнесут ее в магазин – так, постепенно, кризис и закончится. Закончатся демонстрации и беспорядки, значит, власти опять ничего не угрожает, можно опять спокойно богатеть.
А где взять вот эти деньги, которые нужно вот так просто раздать?
Так просто напечатать. Деньги ведь бумажные, бумага и краска есть, все в руках государства – почему бы и не напечатать.
Но в то время у денег еще было «золотое содержание», денег печатали столько, сколько было золота в хранилище банка. А при напечатании необеспеченных золотом бумажных денег получалась инфляция. Ну и что такого? Что для власти страшнее, инфляция, или толпы голодных людей на улицах? Тем более, что золотое содержание бумажных денег можно ведь и отменить (что и было в конце концов сделано). Кейнс назвал свою идею «Теория эффективного спроса». То есть, для того, чтобы избежать кризиса перепроизводства, он предлагал искусственно создать спрос на товары. Фактически, путем безвозмездной раздачи денег населению.
Но это еще не все. Если просто печатать и раздавать деньги – они обесценятся, наступит гиперинфляция, а в гиперинфляции ничего хорошего нет, это все уже поняли из опыта Первой мировой войны. Поэтому, спрос можно было создать не только раздачей денег, но и искусственно создавая у людей спрос на товары, которые им были попросту не нужны. Агрессивная реклама, маркетинг заставляют покупать людей ненужные им вещи. До 80 процентов покупаемых сегодня вещей и товаров людям просто не нужны. Вот эта мода на одежду, которая побуждает людей выбрасывать практически годные, но «немодные» вещи. Покупать вторую, третью, пятую пару ботинок. Покупать новый автомобиль, который от старого ничем не отличается, кроме формы бампера. Покупать второй автомобиль, второй телевизор. Второй и третий загородный дом. Так было создано «общество потребления», которое мы видим и в котором живем сейчас.
И вот благодаря такому безудержному потреблению до сих пор удавалось избегать кризисов перепроизводства.
Etwas, опубликовал запись 1 десятилетие назад.
С момента публикации зафиксировано 9312 просмотров. Сейчас эту запись просматривает 1 незарегистрированный пользователь.
|
|